top of page

Десять заповедей

Иосиф Израилевский

Мы живем в очень интересное время - время исполнения пророчеств, между первым приходом Иешуа на землю, и временем, когда Он вернется опять, заключительным моментом истории человечества, с нетерпением ожидаемым всеми верующими. Во время своего первого пришествия Иешуа, исполнивший  часть пророчеств, умер за наши грехи, выведя нас из рабства греха к свету. Теперь мы снова ожидаем Его прихода. Когда это будет? Может быть сегодня? Завтра или через неделю? Мы ждем уже 2000 лет, и вопрос состоит в том, как мы проводим свою жизнь, какими принципами руководствуемся, ожидая Его, в каких отношениях находимся с Богом.

Господь дал нам Писание, чтобы мы жили по Его принципам. Из Писания  мы черпаем духовную пищу и узнаем, кем Бог является и чего Он ожидает от нас. Было бы, наверное, замечательно, скажете вы, если бы секреты праведной жизни были собраны в каком-то одном месте Писания. И, о, чудо, оно существует! Пожалуй, это самое знаменитое и известное, и я бы сказал, уникальное место Писания, раскрывающее секрет праведной жизни с Богом. Пользуясь медицинскими терминами, можно сказать, что это сердце Писания, а если не сердце, то, как минимум, система кровообращения, пронизывающая и связывающая все Писание воедино.

 

Десять принципов Бога

 «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх.20:1-20).

Все достаточно просто, даже элементарно, однако как глубоко! Господь говорит нам, что жизнь человека, знающего и живущего в ожидании Его пришествия, выражается в любви к Богу и к своему ближнему.

10 заповедей можно разделить на две части: четыре заповеди говорят о Боге и объясняют, в каких отношениях с Ним должен жить человек, знающий Господа (вертикальные отношения); остальные шесть – о ближнем, характеризуя отношения между людьми (горизонтальные отношения).

Впервые в истории человечества Господь напрямую говорит со своим народом. Во всех остальных случаях Он говорит через Моисея, или других пророков, т.е. через посредника. Здесь же первый и единственный раз Бог говорит напрямую, произнося вслух10 принципов. Они же записываются самим Богом на каменных скрижалях завета. Скрижали должны были храниться в ковчеге завета, стоявшем в Святой Святых скинии собрания, а затем храма. В ковчеге лежали: сосуд с манной, посох Аарона и скрижали завета. Никакая другая часть Писания не находилась в Ковчеге завета, что выделяет десять заповедей из всего Писания.

Десять заповедей основаны на первых двух книгах Торы Берейшит (Бытие) и Шмот (Исход) до 20 гл., а остальное Писание опирается на отрывок из книги Исход 20:1-20. Все остальные заповеди Торы, которые Господь дает Моисею, основаны на 10 заповедях. Все пророки, обращаясь к Израилю, призывают исполнять 10 заповедей. Новый завет также основывается на 10 заповедях. И, пожалуй, последнее, что делает их уникальными - в Библии нет ни одного места, где бы эти 10 заповедей были бы описаны как заповеди. В 20 главе книги Исход впервые описывается процесс дарования скрижалей. Моисей спускается вниз с горы и, видя развращение народа, разбивает их. В 34 гл. книги Исход, Моисей приходит с новыми скрижалями к Богу, и Он дает ему 10 «деварим», («слов» ивр.), а не заповедей. Важно понять, что в Писании говорится не о 10 заповедях, а о 10 очень важных принципах Бога.

В чем, казалось бы, разница? Божий закон состоит из заповедей. Каждая заповедь сродни статье уголовного кодекса и имеет отношение к определенному случаю. У вас, к примеру, есть бык, забодавший какого-то человека. Заповедь предусматривает этот случай и определяет соответственное наказание. Десять слов выглядят иначе, они универсальны и указывают на то, что мы должны делать всегда, или не делать никогда.

 

Десять принципов – суть завета

10 принципов имеют отношение к завету, заключенному Богом с израильским народом на Синайской горе. Завет, это договор. Брак, например, является заветом, при котором жених дает соответственное обещание невесте, а невеста жениху, они расписываются и начинают вести совместную жизнь. Заповеди описывают их взаимоотношения и объединяют их в семью. Бог строит свои отношения с людьми посредством заветов. В самом начале Торы мы читаем о сотворении мира. Последнее творение Бога – человек, созданный Им по подобию Божьему. Все остальное было создано для человека, чтобы ему было хорошо и, чтобы у него был покой. Несмотря на то, что Господь сотворил для человека Райский сад, человек решил не слушать Бога и идти своим путем, считая, что так будет лучше. Произошла катастрофа. Теперь вместо покоя у нас стрессы, страдания, разрушенные семьи, войны, голод и т.д. Бог не согласен со сложившейся ситуацией и  хочет спасти людей через заветы, заключаемые с нaми. Главный из заключенных договоров – договор с Авраамом, т.н. семейный завет (Быт.12,15,17). Если Авраам будет праведно жить перед Господом, Бог обещает ему четыре благословения: благословить его лично; дать ему великое потомство; дать ему землю и благословить в Аврааме все земные племена, чтобы спасти в итоге все потерянное человечество. Этот завет Бог обновляет с сыном Авраама Исааком и с сыном Исаака Иаковом, которого переименовывает в Израиль. У Израиля 12 сыновей, каждый из которых является отцом целого колена или племени народа Израиля. Тора повествует, как Израиль переселяется в Египет, его порабощают египтяне и несколько сот лет народ прозябает в ужасном положении рабов. Господь слышит их вопль, спасает их и приводит к горе Синай, на которой дает им 10 своих принципов, заключая с ними тот же завет, который Он заключил с Авраамом, Исааком и Иаковом, только теперь на уровне народа, а не отдельной личности. Когда, например, Он заключал завет с Авраамом, Аврааму не нужно было знать, что произойдет, если кого-то забодает бык – речь шла о небольшой семье. Теперь же перед Богом стоит целый народ, состоящий из 12 племен. Они будут жить на своих территориях со своими традициями, и говорить на разных наречиях. Позже Господь заключит завет с царем Давидом, такой же завет, но только теперь на царском уровне. У пророка Иеремии (31:31) и позже в Евангелиях мы читаем о заключении Нового завета, но теперь уже на международном и универсальном уровне. Если Вы верите в Бога – у вас с Ним должен быть договор. Однако если у Вас нет договора с Богом, вы не верите в Него.

Пророк Иеремия говорит о заключении Нового завета следующее: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь. Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33). 10 принципов отныне будут записаны не на камнях, не на папирусе, а в сердце. В этом суть Нового завета. Господь, заключая Новый завет, говорит: «...буду им Богом, а они будут Моим народом». Только посредством заключения договора (завета), Бог становится чьим-то Богом, а кто-то становится Его человеком.

 

Десять принципов даны для благословения

Еще до объявления 10 заповедей, Господь говорит: «вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу» (Исх. 19:4-8). Три дня Израиль готовится к встрече с Богом, и на третий день народ обступает гору Синай. Облако опускается на гору, начинается целая буря, гремит гром, сверкают молнии, и звучит душераздирающий звук шофара! Громовым голосом Бог говорит народу 10 принципов жизни человека, заключающего завет с Ним. 10 принципов - не бремя, а Божий подарок своему народу. Бог не просто требует исполнения своих принципов, но демонстрируя себя самого через освобождение и спасение еврейского народа, Он дает ему самый лучший образ жизни.

Перед тем, как дать принципы, Господь напоминает, кто Он: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх.20:2). Сам Бог показывает народу, кто разговаривает с ними и ударение ставит на спасении.

 «И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог (Исх.2:24,25).

«И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] "Бог Всемогущий", а с именем [Моим] "Господь" не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. И так скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь» (Исх.6:2-8).

В 15 гл. книги «Исход» народ израильский поет радостную песню победы. Господь вывел их из рабства потрясающими чудесами: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Яхве имя Ему» (Исх.15:2-4)

Ответ Израиля – благодарность Богу, спасшего его. Господь дает возможность себя отблагодарить: лишь живя по принципам Создателя вселенной ты будешь благословлен.

Израиль, выйдя из Египта, не стал свободным  народом, он стал освобожденным народом. Выйдя из рабства египтян, евреи стали рабами Господу. Но если рабство в Египте – ужас, если рабство греху – катастрофа: изуродованные жизни и вечная смерть, то рабство Богу – свобода! Он придумал жизнь и сейчас дает тебе ее правила, единственные, которые действуют и приносят благословение. Если в Египте евреи были ничего не значащими рабами, то у Бога они драгоценны, народ святой, царство священников, возлюбленные дети. Много позже апостол Павел скажет о себе, что он раб Иешуа. Свобода не есть анархия, которая суть рабство греху. Подчиняя свою жизнь Господу, мы приобретаем благословение, удовлетворение и покой.

Давайте рассмотрим три первых принципа жизни человека в завете с Богом: Господь один; человек должен прославлять Бога без картин, без образов, без статуй; и имя этому Богу - ЯХВЕ.

 

Первый принцип

Итак, самый первый и фундаментальный принцип, которому Господь учит нас на протяжении всего Писания: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:3). Когда мы его нарушаем, все рушится автоматически. В различных библейских историях мы видим работу этого принципа, а также и то, что происходит в жизни людей, не подчиняющихся ему.

Господь исключает возможность любой конкуренции с Ним: других богов просто не существует.

Древний мир не знал атеистов. Боги были везде и руководили миром людей. Люди строили свое впечатление о богах на основе своего собственного общества. Их боги женились, разводились, изменяли друг другу, ели, убивали, ненавидели, некоторые были страшными, другие напротив спокойными. Они были как люди, и их надо было ублажать, чтобы достичь каких-то своих человеческих целей. Во главе богов стоял главный бог, какой-нибудь Ваал или кто-то еще, у которого была жена и, возможно, дети. Господь говорит, что никаких жен, детей, никаких других богов, только один Я. Слова первого принципа: «Да не будет у тебя других богов», звучат радикально. Этот принцип уже нарушается в 3 гл. Бытия, когда первые люди, а в них и мы с вами, услышали голос змея. УАдама и Евы могла быть потрясающая жизнь. Господь посадил специально для них сад и дал им всего один принцип жизни: вот дерево, к нему не подходи. Мы поставили голос змея на один уровень с голосом Бога и подчинились змею. Одно маленькое событие изменило весь курс человеческой жизни.

До сих пор мы слышим разные голоса, например,  голос плоти, противоречащий Божьему голосу: нам хочется посмотреть, потрогать, взять, съесть, выпить... Мы слышим голос жадности, самодостаточности, самоуверенности. Иногда это наш голос, иногда мужа, жены, может быть наших детей, родителей или коллег, нашего работодателя, наших друзей, которые нам что-то советуют, идущий вопреки голосу Бога. Если мы заключили завет с Богом, то есть только один голос, которого ты должен слушаться и подчиняться ему. Есть только голос Бога и никого больше. Это первый принцип и необходимый фундамент нашей веры.

 

Второй принцип

 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:4-6).

Хотя ты веришь, что Бог один, не делай, тем не менее, никакого изображения, никаких статуй, никаких птичек или рыбок, никаких животных, ничего, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде.  Наум Сарна, еврейский богослов, сказал как-то, что революционный концепт Бога Израиля предполагает, что Бог полностью отделен от мира своего творения и совершенно невообразим человеческим разумом и фантазией. Поэтому любое материальное изображение Бога запрещено.

Бог не является творением, Он - Творец. На земле нет ничего, что мы бы могли уподобить Богу. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня» (Исх.20:5) Может быть, вам кажется, что нечестно наказывать детей, если согрешил отец. Заметьте, однако, что четыре рода: прадед, дед, отец и сын являются людьми, живущими, как правило, в одно время. В те далекие времена они жили в одном месте, возможно даже в одном доме. Представьте себе, что отец выбивается из сил, чтобы накормить семью, но средств не хватает, и тогда он решается на преступление: что-нибудь украсть. Отца сажают в тюрьму, в результате чего страдает вся семья. Или, например, отец и мать изменили друг другу. Даже если дело еще не дошло до развода, страдает вся семья, а с разводом круг страдающих увеличится в несколько раз. Если в семье ребенок стал наркоманом, то кто страдает? Ребенок? Семью нельзя разделить, это единица общества. Господь наказывает «ненавидящих Меня». Отец, например, сделал истукан и кланяется ему, выражая тем самым свое отношение к Яхве. Хотя сын не строил истукана, он тоже кланяется ему. Вслед за ним стали кланяться истукану его дети и внуки. Господь говорит, что если вы вошли в завет со Мной, и не живете по моим принципам, у вас нет будущего. Если вы не знаете Бога, то идете в ад, и все ваши дела не имеют никакого значения. Но если вы познали Его, и живете так, как вам хочется, то вы позорите  Его имя.

После  дарования Господом десяти принципов, Израиль строит золотого тельца. Возможно, что евреи не пытались изобразить другого бога. Очень может быть, что они сделали лишь пьедестал для Яхве, который вывел их из Египта, это был их подарок Ему. Но мы грешные люди, и даже в самых хороших мыслях мы можем согрешить. Господь говорит: «Никаких образов, никаких изваяний и никаких статуй. Ничего!» Именно в этом израильская вера отличалась по сути от веры всех остальных народов. Как только делается шаг в сторону какого-то изваяния, картины или статуи, то перейти ко второму шагу – поклонению, очень легко. Например, иконы. Изначально они были сделаны для того, чтобы неграмотные люди могли понять какой-то сюжет Писания. Сегодня иконы целуют, им кланяются, на них молятся и им приписывают божественные черты. То же происходит с самой разной религиозной символикой. Господь говорит: «Только чистые отношения, только чистая вера. Никаких изваяний».

Господь открывается нам через свое слово. У нас есть Библия, и она не в картинках. Она в словах: их надо читать и понимать.

Иногда мы рисуем Бога в своем воображении: Он может быть грозным или, наоборот, добрым. Это разновидность идолопоклонничества приводит также к печальным последствиям. Бог учит нас не фантазировать, а читать Писание и вникать в Его откровение для нас. Мы никогда полностью не поймем Бога, но мы знаем, что Он нас любит, спасает и все, что Он говорит – нам на пользу. Запрещая фантазировать о Нем, т.е. придумывать Его образ, Он открывается нам в Своем слове: человек создан по образу и подобию Божию. Единственный образ на земле, напоминающий нам о Боге, вы не поверите, это человек. Именно поэтому нам даны остальные 6 принципов: человек, любящий Господа, любит людей, сотворенных по образу и подобию Его.

 

Третий принзип

« Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7). Большинство людей, верящих в Господа, не знают Его имени. На иврите его можно произнести как «Яхве». Точного произношения никто не знает, так как раввины сотни лет назад сделали абсолютно ложный вывод. Они сказали, что раз нельзя произносить имя Бога напрасно, то его вообще нельзя произносить. Поэтому в синагогах, когда читают Писание, вместо имени Бога говорят Адонай (Господь) или хаШем (Имя). Более того, в книгах Ветхого Завета русской Библии, слово «Господь» заменило оригинальное имя «Яхве».

 Имя Бога играло потрясающую роль в жизни Израиля. Под этим именем Он открылся Моисею – «Яхве» (Тот, кто есть, кто присутствует, кто существует). Имя Бога было написано на разных предметах. Недавно археологи нашли т.н. гранатовое яблоко,  датированное восьмым столетием до н.э. (время первого храма, построенного Соломоном). Возможно это единственная находка, оставшаяся от первого храма. На ней написано: «Предназначено для дома Яхве». Скорее всего, такое гранатовое яблоко одевалось на конец посоха первосвященника.

Имя «Яхве» мы находим во многих израильских именах. Например, Иисуса Навина не звали Иисус, а Иегошуа (Яхве спасает), что так же является именем нашего Спасителя Иешуа. Имя Илия  оригинально Элиягу (мой Бог Яхве), имя царя Иосафата было Иегошафат (Яхве судит). На археологических раскопках в Израиле то и дело находят имя «Яхве» на различных предметах. Сегодня чаще всего имя «Яхве» произносится в слове «халлелуйа» - (халлелу Йа - восхвалите Яхве).

Имя Бога употреблялось в клятвах. В древнем мире не было камер наблюдения и поэтому единственным доказательством вашей невиновности при обвинении вас в чем-либо являлась клятва именем Бога.

Имена богов употреблялись и в магии. Считалось, что если вы знаете имя какого-нибудь человека, то у вас есть над ним власть, а если вы упоминаете имя какого-то бога, то можете заставить его сделать что-либо для вас. Это и есть магия, когда мы пытаемся контролировать то, что находится за пределами наших возможностей. Я хочу, например, чтобы завтра пошел дождь и для этого произношу имя «Яхве». Господь говорит: «Нет!»,- ибо Он контролирует ситуацию, а не мы: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно», что может быть понято, как: «Не употребляйте Мое имя для проклятия человека, для ложных клятв и для других негативных аспектов в вашей жизни. Употребляйте его для благословения, в хороших контекстах, в хороших и добрых делах». Хотя сегодня мы и не употребляем имени «Яхве» в повседневной речи вовсе, тем не менее, слова «Господь» и «Бог» как бы заменили его. Когда нам что-то не нравится, мы можем воскликнуть: «Боже мой!», или «О, Господи!», употребляя имя Творца вселенной, как ничего не значащее. Если мы в завете с Ним, то Его имя должно быть самым дорогим для нас. Это самое могущественное имя на свете, имя Того, на Кого мы уповаем, Кому мы молимся. Он наш Спаситель, наш Бог!

 

Вывод

Важно понять, что в первых трех принципах есть единство. Перед тем, как евреи войдут в Землю Обетованную, Моисей повторяет им законы, данные Богом в книгах Торы «Шмот» («Исход»), «ВеИкра» («Левит»), «БеМитбар» («Числа») и «Деварим» («Второзаконие»): «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, и Его именем клянись» (Втор.6:13). Здесь эти три принципа объединены в одно: «Господа, Бога твоего, бойся» - 1-й принцип, «Ему [одному] служи» - второй принцип, и «Его именем клянись» - 3-й принцип. Это лишь означает, что вся наша жизнь и все наши мысли посвящены только Ему. Он руководит нашей жизнью. Он спас нас, и мы принадлежим Ему. То же самое говорит и Иешуа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф.10:37-39).

Недавно археологи нашли относящуюся к 8 столетию до н.э. надпись, названную «Хирбет-эль-Ком»: «Благословен Урия (букв. «Свет Яхве») у Яхве, и от врагов его спасала его Ашера [Яхве]». Ашера (Астарта) – языческая богиня, представляется здесь женой Яхве. Эта надпись принадлежит перу некего Ониягу, чье имя также заключает в себе имя Яхве. В какой-то момент истории израильтяне нарушили первые три принципа, и их мышление изменилось. Они решили дать своему Богу жену, как у других богов, они начали клясться Его именем и употреблять Его имя в суете. Результат не заставил себя долго ждать: войны, смерть, уничтожение храма и Иерусалима, рассеяние.

Если мы заключили с Ним договор, то для Него это серьезно! А для нас? Кому принадлежит ваше сердце? Какие у вас отношения со Спасителем? Вы верны Ему? Как старательно вы идете за Ним и слушаетесь Его? На чей голос вы отвечаете? На чье имя вы уповаете? Знаете ли вы Его?

Десять принципов Всевышнего, центр всего Писания, говорящие нам, находящимся в завете с Господом, как нам вести нашу жизнь и по каким принципам жить. Не стоит ставить эксперименты, жизнь для этого слишком коротка.

bottom of page