top of page

Интервью с Борисом Гриценко, раввином еврейской – мессианской общины «Шма Исраэль», Киев (Украина)

Твоя мессианская община известна во всем мире, главным образом, за счет своих размеров. Сколько людей посещают ее?

Я не могу сказать определенно. Иногда ненавязчиво мы подсчитываем количество посетителей наших домашних групп и так называемых клубов. Надо заметить, хотя наша община мессианская, она состоит из разных национальностей.  Есть домашние группы, состоящие на 98% из евреев, есть группы, где среди 10-ти верующих только 1 еврей. Некоторые посещают только группы по изучению Библии, другие регулярно участвуют в Богослужениях. В общей сложности среди наших постоянных посетителей около 40 – 42% евреев, хотя раньше еврейская численность была около 52% .

 

Какова посещаемость общины по субботам?

На субботние служения собирается около 600 человек. К сожалению, мы должны часто менять помещения, для того, чтобы все желающие могли уместиться. Получается так, что некоторым до собрания идти пешком лишь 5 минут, а другие вынуждены добираться около часа. Это, конечно же, сказывается на наших следующих служениях. Но по милости Божьей каждый раз Господь приводит новых людей, и, таким образом, нашей община постоянно растет.

 

Как ты думаешь, что значит быть мессианской общиной?

Для нас первоочередной задачей является спасение еврейского народа. Это наш приоритет и цель общины. Конечно же, есть и другие задачи, но эта – наиважнейшая. К сожалению, не каждый в общине с этим согласен, но мы работаем над тем, чтобы распространение Евангелия среди евреев, стало частью жизни каждого члена нашей общины. Это означает, например, что наши Богослужения проводятся в еврейском стиле и направлены на прославление Бога Авраама, Ицхака и Якова. Мы хотим жить еврейской жизнью, описанной в Брит ХаДаша (Новом Завете) и хотим, чтобы в нашей общине обитал дух еврейской семьи.

 

Существуют ли претензии или недоверие к тебе со стороны евреев?

Разумеется! Если, например, я нахожусь среди евреев, то обязательно найдутся желающие объяснить мне, кем по их представлению являюсь я. Другие заставляют меня доказать мою принадлежность еврейскому народу. Если честно, то я не воспринимаю подобные заявления серьезно. По закону Галахи, я не считаюсь евреем, чем пользуются определенные люди. Я наполовину еврей, а наполовину украинец, но моя самоидентификация  развивалась в еврейской среде и под воздействием еврейской культуры. Ее становление пришлось на советское время, когда многие евреи сидели  по углам, трясясь от страха, и боялись назваться евреями. В это время мой брат являлся руководителем сионистского подполья в Киеве. Он покинул Украину в 1972 году. Отца исключили за это из партии. Так что, я не позволю никому надевать на меня ярлык «полуеврея», или «не совсем еврея», или того, кто заигрывает с евреями. Во-вторых, я не имитирую мое еврейство и не играю в него. Это мое «я». Кстати, у многих,  познакомившихся со мной поближе, отпадают всякие вопросы по поводу моего еврейства.

 

Есть ли разница между христианской церковью и мессианской общиной?

Поставленный вопрос уже определил существующую разницу. Подумай, нуждается ли церковь в еврейском образе жизни? Нужен ли ей дух еврейской семьи? Христианская церковь не нуждается в еврейском традиционном культурном наследии, хотя знания об этом не помешали бы. Однако для нас это просто необходимо.

 

В чем, по-твоему, состоит различие между евреями-христианами и мессианскими евреями?

Я не считаю это принципиально важным вопросом. Мы не собираемся вытаскивать уверовавших евреев из христианских церквей, но наоборот, мы рады, если они нашли там свое место. Я не вижу никаких проблем с тем, например, что еврей, верующий в Иешуа, не идентифицирует себя с прошлым своего народа. Может быть, он желает быть космополитом. Возможно, он имеет горячее сердце для несения Евангелия другим народам. Я не думаю, что это является грехом, и не хочу осуждать этих людей или оказывать на них какое-либо давление с тем, чтобы переманить их в свою общину. Просто лично я имею несколько другое мнение. В Писании я вижу будущее израильского народа, что определяет мое видение веры и цель общины. В истории всегда существовали евреи, отдавшие свои жизни за воплощение идей других народов. Мы признаем это для неверующих евреев, но почему не для наших братьев и сестер? Я считаю, что относить себя к той или иной общине дело совершено личное, но важно, чтобы учение и вера таких людей не строилась на антисемитизме, являющемся грехом и проклятием. Главное, чтобы еврей чувствовал себя хорошо и ходил в церковь не из-за комплекса неполноценности и или из-за страха, желая спрятаться среди неевреев. Но если он имеет искренние мотивы, то я уважаю его мнение. Конечно же, такого еврея вряд ли можно назвать мессианским. Под словом «мессианский» я понимаю не только веру в Мессию Израиля, но и внешнее проявление своего еврейства. Однако мы должны помнить, что перед Богом важны не внешние отличия, способы поклонения и т.п., а измененное сердце, прощенное от грехов и посвященное Мессии Израиля Иешуа.

 

Считаешь ли ты, что евреи, уверовавшие в Иешуа должны соблюдать Закон, ну например, заповедь обрезания?

Пожалуй, я отвечу следующим образом: неевреи ни в коем случае не должны этого делать.

 

Как ты видишь будущее мессианских общин вне Израиля? Должны ли мы совершить алию?

Никто не знает времен и сроков. Все попытки предсказать точное время каких-то тотальных перемен закончились неудачно. Именно поэтому я не пытаюсь быть лжепророком с еврейской экзотикой. Я не знаю, что нас ждет впереди и считаю, что мы должны трудиться с максимальной отдачей. Позиция пасторов в Израиле, по моему мнению, двоякая. С одной стороны они говорят, что у них большое число общин и зовут ехать в Израиль. «Ваше место здесь, - говорят они, - зачем оставаться в рассеянии?» С другой стороны, те же самые пасторы постоянно сетуют: «Здесь в Израиле тяжело. Евреи очень закрыты. Духовная ситуация оставляет желать лучшего: на одного покаявшегося еврея в Израиле приходится десять евреев, уверовавших в Иешуа и проживающих в диаспоре» Моя точка зрения: для евреев и вообще всех людей важно не в какой стране они проживают, но где они проведут вечность. Конечно, Израиль был, есть и останется благословенной страной, и, однозначно, есть определенные отличия между Израилем и другими странами. Я говорю лишь о том, что вечность важнее и существеннее, чем времяпрепровождение в одной или другой стране. Поэтому, самым главным для нас в служении на Божьей ниве, является концентрация всех наших усилий для достижения определенной цели: помочь нашим еврейским братьям и сестрам определиться с их положением в вечности. Поэтому и еврейские мессианские общины за пределами Израиля имеют будущее. Как долго продлится это время, я не могу сказать. Но то, что их служение гарантирует будущее уже сейчас - абсолютно точно и на все сто процентов.

 

Что бы ты хотел пожелать мессианским общинам?

Чтобы они всегда помнили о Новом завете с Господом и о том, что не должны проводить время в спорах, выясняющих, кто является наиболее избранным. Чтобы постоянно трудились, познавая Бога, и не расточали время на малополезные дискуссии по поводу ритуалов, обрядов о т.п. Не замыкались в себе, живя лишь своим маленьким миром, отгораживаясь от братьев по вере. Господь, Он один является главой всех общин и церквей, так говорит еврейское Писание. Я желаю мессианским общинам постоянно радоваться и благодарить Господа за все, что Он нам дает и что открывает. Я желаю, чтобы мы всегда помнили главное: не ритуалы и традиции определяют общину верующих в Иешуа, но только лишь спасение – во-первых евреев, потом и других народов.

 

Большое спасибо

bottom of page