top of page

Евреи и Германия

 

Марк Олде Калтер

 

 

От редакции:

Это статья голландского школьника, написавшего о ней следующее: «Здесь тезисы для каждого человека, молодого или старого, желающего узнать немного больше о жизни немецких евреев в Германии после Второй мировой войны». Мы надеемся, что и немецкие учителя станут побуждать своих учеников посвятить себя изучению и анализу недавнего прошлого Германии, которое, кажется, может повториться.

 

Война

До прихода Гитлера к власти в Германии проживало 515.000 евреев. В 1933 г. к власти в Германии пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (NSDAP) под руководством Гитлера, ставшего рейхсканцлером. Жизнь евреев становилaсь все труднее.

В 1933 г.  NSDAP выпустила указ о бойкотировании еврейских магазинов.

По состоянию на 1933 г., в Германии проживало около полумиллиона евреев. На этот же год приходится изгнание евреев с государственных постов, а правящая национ-социалистическая партия призывает к бойкотированию еврейского бизнеса. В сентябре 1935 г. издаются «нюрнбергские законы». По состоянию на январь 1938 г. в Германии насчитывается около 234.000 евреев. В 1942 г. эта цифра опустилась до 80.000, половина из которых проживала в Берлине. В основном евреи уезжали на постоянное место жительства в Америку или Палестину, но были и такие, которые искали спасения в таких европейских странах, как Англия, Франция или Голландия.

1939 — 1945 гг. - время Второй мировой войны. «Окончательное решение еврейского вопроса» во время Второй мировой войны означало безжалостное уничтожение еврейского населения. Во время войны было зверски уничтожено 165.000 немецких евреев. Они были убиты в лагерях смерти или в концентрационных лагерях. По некоторым сведениям, на «нелегальном» положении в Германии, Холокост пережили от 5 до 9 тысяч евреев. Около 14.000 евреев спасли свою жизнь благодаря своим нееврейским мужьям и женам. Только 8-9 тысяч человек смогли пережить транспортировку, марши смерти и концентрационные лагеря.

 

Смена власти

5 июня 1945 г. национал-социалистическое правительство Германии было свергнуто, и власть перешла к 4 странам: США, Англии, Франции и Советскому Союзу. Страна была разделена на 4 сектора (зоны оккупации). Германия, как и вся Европа, представлялa собой ужасную картину: города, индустрия и вся инфраструктура были разрушены, а население погружено в хаос и страх. Пришлось приложить нечеловеческие усилия, чтобы заново восстановить и наладить жизнь в нормальном ритме. На январь 1945 г. почти 12 миллионов человек Западной и Центральной Европы находились не там, где они в действительности должны были быть. После войны, оставшихся в живых евреев распределили в лагеря для «перемещенных лиц».

Х. Хармсен, так определяет это понятие: «Выражение «перемещенное лицо» относится к человеку, который в результате политики нацистов или фашистского режима, а также вовлеченных во Вторую мировую войну стран или предательства подобных фашистскому правительству режимов, были переселены или подверглись насильственной депортации по их национальному признаку, а также лица, переселенные для принужденных работ, или изгнанные с территории проживания по религиозным или политическим мотивам»

 

Перемещенное лицо

В январе 1946 г. в лагерях для «перемещенных лиц» в западной зоне Германии находилось около 74.000 человек. Однако еврейская группа «перемещенных лиц» вплоть до конца 1947 г. насчитывала около 200.000 человек. Статус «перемещенного лица» давал право на продовольствие, одежду и временное жилье в сооруженном для этого месте — лагере для «перемещенных лиц» или «асcамблея-центрe». Отношения между местными жителями и «переселенными лицами» были непростые. В зоне, принадлежавшей Советскому Союзу, таких лагерей не было вовсе. Еврейское послевоенное население состояло в основном из немецких евреев, освобожденных из концентрационных лагерей, оставшихся в живых из-за удавшегося нелегального проживания или брака с неевреями и вернувшимися назад из вынужденной эмиграции.

В сентябре 1946 г. во дворе своего хозяйства, находившегося неподалеку от одного из таких лагерей, в результате нападения шестeрых польских бандитов пострадал фермер. Нападавшие смогли скрыться и не были наказаны. Некоторое время спустя, фермер встретил на улице молодого хасида из соседнего лагеря для «перемещенных лиц» и решил, что это один из его обидчиков. Последующий за этим судебный процесс над Натеком Шламовичем проходил под наблюдением  американских военных.  Его защитник, Самуил Грингауз, председатель Совета освобожденных евреев, используя перекрестный допрос, смог разбить все обвинения, доказав, что показания членов фермерской семьи не сходятся ни в одной детали. Шламовича оправдали. Несмотря на очевидную несостоятельность доказательств обвинения, судебный зал был переполнен евреями из лагеря для «перемещенных лиц», следившими за процессом с большой озабоченностью. По стечению обстоятельств, день вынесения оправдательного приговора выпал на еврейский праздник Пурим – день спасения евреев Персии от уничтожения Амманом, визирем царя. Процесс удивительным образом подошел к теме дня. В своем отчете для издающейся на идиш газете, Грингауз писал: «Сегодня все евреи празднуют Пурим, день поражение могущественного Аммана. Этот праздник празднуют также и в Деггендорфе!».

С 1945 - 1950 г.г. в лагерях для перемещенных лиц содержались еще около 200.000 евреев. На основании переписи от 29 окрября 1946 г., в четырех зонах оккупации, в Берлине и его округе лагеря насчитывали 112,013 евреев, и около 44.692 проживали за пределами лагерей. До 1950 г. центрами еврейской жизни для переживших Холокост на территории Германии стали самые большие лагеря для перемещенных лиц, находившиеся в Берген-Бельзене, Ференвальде, Ландсберге и Берлине. Лагерь Берген-Бельзен стал официальным центром сионистов, организовавшим сначала нелегальную имиграцию в Израиль, а позднее официальную. В лагерях издавались газеты, были организованы театральные кружки, школы, преследовавшие единственную цель – уехать в Обетованную землю. Население Израиля на конец 1948 г. составляло примерно 678.000 человек, 327.000 из них прибыли из Европы.

 

Восточно-европейские беженцы

Польские евреи имели возможность вернуться назад в Польшу. Однако вернувшись, они констатировали, что их жилье было занято и не представлялось никакой возможности вернуть его прежним владельцам. Все попытки вернуть свою собственность натыкались на сильное сопротивление со стороны местных жителей, вылившись в погром в городе Кельце, результатом которого стали 40 жертв и 60 пострадавших с еврейской стороны. Поиски пропавших членов семьи, практически ничего не давали, и не было никакого основания обзаводиться новым хозяйством на прежнем месте. Целью стала Палестина.

 

Реакция новой власти

Новая власть (США, Англия, Франция и Советский Союз) не принимала беженцев с распростертыми объятиями. Были определенные различия между англичанами и американцами, как и между восточноевропейскими и немецкими евреями. В местах американской зоны оккупации оставшиеся в живых евреи могли значительно быстрее остальных вернуться к нормальной жизни. В зоне оккупации Англии было все значительно труднее. Англичане утверждали, что немецкие евреи – немцы, и как немцы (как и немцы - неевреи), получают статус врага – иностранца. Еврейские счета, замороженные нацистами, оставались закрытыми и далее.

Евреи, выжившие в страшное время Холокоста, продолжали страдать, и тысячи выживших в горниле страданий, умирали после окончания войны. Бегство оставшихся в живых восточноевропейских евреев, поддерживаемых сионистскими организациями, направлявших массы на совершение алии, приняло серьезный размах. Британцы, имевшие на момент 1945 г. мандат на Палестину, совершенно не сочувствовали евреям, пережившим ужасы геноцида, и не понимали всей сложности ситуации. Только под давлением огромного наплыва беженцев и

невозможностью (или нежеланием) что-то изменить, они были вынуждены поменять свою политику. Первым и самым важным результатом стала дата окончания британского мандата на Палестину - 14 мая 1948 г. Второй результат принадлежал американцам. В июне 1948 г. Америка открыла свои двери для лиц, имеющих документ «перемещенного лица», независимо от верoисповедания, политических взглядов и национальности. Единственным поставленным условием было хорошее здоровье.

 

Новая организация

С момента образования ФРГ (Федеративная республика Германия) в 1949 г., уже упрочившие положение молодые еврейские общины видели необходимость иметь в новом государстве  свою межрегиональную организацию и не полагаться более в вопросе защиты еврейских интересов на иностранные организации, такие, например, как Jewish Agency. Так в 1950 г. был образован Центральный Совет Евреев ( Zentralrat der Juden), состоявший из депутатов, делегированных от каждой еврейской общины. Центральный Совет и сегодня является официальным представителем евреев в Германии.

 

Правительство и немецкие евреи

Капитуляция 1945 года

1945 г. ознаменовался окончанием Второй мировой войны. 7 мая 1945 г. в Ремсе подписывается безoговорочная капитуляция Вермахта. Германию разделили на четыре сектора. В западной части в 1949 г. была образована ФРГ (Федеративная Республика Германия) или, как ее еще называли, Западная Германия. Восточная Германия осталась под контролем Советского Союза и там образовалась Германская Демократическая Республика (ГДР). 14 августа 1949 г. проводятся первые выборы в Бундестаге. 15 сентября 1949 г. Бундестаг с положенным большинством голосов избирает бундесканцлера. Им стал Конрад Аденауер. Также образуется  политическая коалиция  ЦДУ/ЦСУ, ФДП и ДП.

 

Компенсация

Компенсация отличается от возмещения причиненного ущерба собственности и физическому лицу. Еще задолго до окончания войны, в 1941 г., Наум Гольдманн предположил, что если и будут выплачиваться репарации за принесенный ущерб, то первыми получателями должны стать евреи, имеющие на это полное право. В 1944 г., на проходившей в Атлантик-сити внеочередной конференции Еврейского Всемирного Конгресса, посвященной вопросам войны, в принятой резолюции выдвигались следующие требования: «Компенсация и возмещение причиненного ущерба для действующих еврейских общин и персонально для каждой жертвы национал-социалистического преступления; признание принципа, что еврейский народ имеет право на коллективное возмещение материальных и моральных потерь для восстановления разрушенных учереждений, а также  каждый в отдельности еврей или его потомки, не имеющие возможности самостоятельно заявить о компенсации».

 

Люксембургские соглашения 1952 г.

Люксембургские соглашения или соглашения по возмещению причиненного ущерба, явились заключительными соглашениями по всем пунктам между ФРГ с одной стороны и Израилем и Конференцией по вопросам еврейских материальных претензий к Германии (JCC), с другой. Немецко-израильский договор, обязывал Германию к выплатам или доставку товаров в размере 3 миллиардов немецких марок Израилю и 450 миллионов немецких марок JCC. Евреи сознательно игнорировали понятие «восстановление» или «компенсация»: многочисленным жертвам было совсем непросто принять деньги от немцев. Менахим Бегин был одним из тех, кто был против подобных переговоров. Он бросал сторонникам переговоров вызов, указывая на то, что они унижают достоинство жертв Холокоста, позволяя убийцам откупиться «кровавыми деньгами» от справедливого возмездия.

 

Зихровский пишет, что людей, переживших нацистский режим, вынуждали нищенски стоять с протянутой рукой, тем самым помогая своим убийцам делать добрые дела. Не преступление компенсировалось, а честь преступников!

Однако правительство молодой страны под руководством Бен-Гуриона безотлагательно нуждалось в финансовой поддержке. Вариантов было немного. Наум Гольдман, президент Конференции по вопросам еврейских материальных претензий к Германии (JCC), принимая участие в переговорох в 1976 г., отметил, что без материальной и финансовой компенсации со стороны Германии, Израиль вряд ли бы получил и половину сегодняшней инфраструктуры. Поезда, корабли, оборудование и заводы по энергоснабжению, как и большая часть индустрии имели немецкое происхождение. В некоторые годы, выплачиваемые Германией репарации в два, а иногда и в три раза превышали суммы, получаемые Израилем от пожертвований со всего мира.

 

Дешевая компенсация?

Как уже говорилось, евреи употребляют слово «шилумим (выплата ивр.)»,  вместо слова «компенсация». Причиненный ущерб от террора, преследований, убийств, грабежа и лишения свободы невозможно возместить человеческими усилиями. Под понятием «возмещение» понимается только возмещение материального ущерба пострадавших.

В книге «Биологическое решение» Рауль Тайтельбаум, подчеркивает эту идею, говоря, что миллион переживших Холокост умерли в послевоенные годы, так и не получив репарации. Только около полумиллиона получили пенсии и выплаты в смешной сумме, как, например ,3 доллара за каждый день, проведенный в Освенциме. Об этом же говорит и название книги. Когда умрет последняя жертва Холокоста, никто никому больше платить не будет.

Тайтельбаум, сам переживший Холокост, высказывает мнение, что в последнее время средствами массовой информации до слушателей и читателей доводится информация, что якобы Израиль пренебрегает пережившими Холокост, поскольку они получают приличные суммы возмещения из Германии, но реальность выглядит по-другому. Немцы отделались от ответственности минимальными суммами. Репарации явились их визитной картой возвращения в интернациональное мировое сообщество, и это досталось им легкой ценой.

Рауль Тайтельбаум рассчитал сумму реальных выплат: «На протяжении 50 лет от каждого немецкого жителя правительство «оторвало» (со всеми вычетами и подсчетами) около 984 американских долларов. Приблизительно 19 долларов в год или 1.60 доллара в месяц (меньше стоимости бутылки пива!). Невозможно утверждать, что обязательства по выплате репараций, осуществляемых немецкой стороной, являются реальными финансовыми пожертвованиями, которые как «моральный билет» осуществили возможность Германии снова войти в мировое сообщество». 

Тема материального возмещения потерь жертвам Холокоста была исследована в течении 5 лет.

Закон о материальном возмещении жертвам Холокоста был принят через 8 лет после окончания Второй мировой войны. Тайльбаум считал, что этот закон являлся первым звеном в длинной цепочке несправедливости, приведшей к тому, что около миллиона человек так никогда и не получили рапарации.

 

Неизвестные, пережившие Холокост

Не все пережившие Холокост хотели получить компенсации или «шилумим». Об этом можно было узнать посетив одно кафе во Франкфурте, в котором собирались жертвы Холокоста. Одним из таких людей был крепкий человек небольшого роста, нигде не состоявший на учете, и вследствие этого не имеющий медицинской страховки, перебивающийся с воды на хлеб, и не желающий даже разговаривать на тему возмещения. Знакомые знали лишь адрес его почтового ящика. Он не желал состоять ни в однoм из списков. Надо сказать, что практически все посетители кафе, оставшиеся в живых после Холокоста, принципиально не хотели получать никакие деньги от Германии. «Эмили, минуточку! А что с Вашей пенсией за проведенные годы в гетто?», - кричит социальный работник вдогонку даме в шляпке. Идя медленной походкой и слыша вопрос, брошенный ей в спину, Эмили поднимает строгий взгляд с пола. Никто не должен знать, что ее глаза еще полны пережитых ужасов. «Спасибо, мне не нужно», - отвечает 92-летняя женщина. С нелегальными документами еще того времени она живет до сегодняшнего дня. Ни разу она не подала заявку на получение материального возмещения.

 

Компенсация в настоящее время

В наше время Германия все еще выплачивает денежные суммы жертвам Холокоста. В журнале «Spiegel Online» от 29 мая 2013 г. написано следующее:

«Правительство Германии расходует болшие суммы на уход за пережившими Холокост. По результатам переговоров на Конференции по вопросам еврейских материальных претензий к Германии (JCC), Берлин обязан до конца 2017 г. выплатить 800 миллионов евро. Эти деньги должны получить около 60.000 человек». Компенсации все еще актуальны. Министерство финансов обязано выплатить с 2014 по 2017 гг. 772 миллиона репараций жертвам Холокоста.

Стюарт Айзенштат, главный переговорщик со стороны JCC сказал: «Мы видим неизменную приверженность и исторические обязательства Германии по отношению к жертвам нацизма. Это гарантирует, что пережившие Холокост смогут достойно провести последние годы жизни. Несмотря на проводимую в Германии политику экономии, политика федерального правительства по этому вопросу особенно примечательна».

С 1 января 2014 г. меняются квалификационные требования для желающих получить материальные возмещения. По новым законам пенсии будут выплачиваться и тем евреям, кто во время нацистского режима проживал в так называемых открытых гетто Восточной Европы, не обнесенных стеной или забором. Однако там действовал комендантский час, жители должны были носить нашивки на одежде в виде желтой звезды Давида, территория строго охранялась, и жители гетто преследовались. От двух до трех тысяч людей попадают под эту категорию. Германия должна будет выплатить от 7 до 11 миллионов евро.

 

Еврейская собсвенность после войны

Что было сделано с еврейской собственностью после войны?

«С политической точки зрения, экспроприация смягчила бремя войны для каждого из них (немцев). Она подняла настроение в Германии и укрепило доверие масс правительству. Еврейская недвижимость в Европе была социализирована в пользу практически всех немцев»

Аризирунг

Грабеж еврейского имущества и недвижемости в империи Гитлера с 1933 по 1945 гг. был назван словом «Аризирунг». Количество украденных предметов искусства насчитывает 600 тысяч экземпляров. Из них 200 тысяч – в Германии и Австрии, 100 тысяч в других странах западной Европы и 300 тысяч в восточной Европе. В 30х годах в Берлине насчитывалось порядка 50 тысяч еврейских предприятий, являющихся практически половиной всех еврейских предприятий Германии. В 1939 году из 100 тысяч еврейских предприятий лишь 40 тысяч оставались в руках их законных владельцев. Франк Байор (Frank Bajor) распознает пять ступеней радикализации:  

1935 – 1936 гг.: Включение гауляйтера по экономике в качестве инстанции по одобрению аризирунга;

1936 – 1937 гг.: Ужесточение валютного законодательства и наблюдения;

1937 – 1938 гг.: Ужесточение анти-еврейской активности министерства экономики, как, например, постановление от 26 апреля 1938 года о регистрации еврейской собственности;

с мая 1938 г.: Форсирование аризирунга законодательным путем;

после погрома 1938 г.: переход к принудительному аризирунгу.

После ноябрьского погрома «хрустальной ночи» с 9го на 10ое ноября 1938 г. Герман Геринг наложил контрибуцию на «враждебно настроенный иудаизм» в размере миллиарда марок в качестве выкупа германскому народу. С распоряжением от 12 ноября 1938 г.об исключении евреев из экономической системы Германии, евреям запрещалось работать в институтах торговли и на руководящих должностях собственных предприятий. Еврейские предприятия либо насильно передавались неевреям, либо прекращали свое существование. Украшения, ювелирные изделия, антиквариат, недвижимость и акции продавались за бесценок или вовсе конфисковывались. У евреев были украдены как жилые помещения, так и недвижемость их предприятий. В 1939 году евреи потеряли право на съем жилья. Они должны были жить в так называемых еврейских домах, своего рода гетто.    

После депотации 1940 года оставшаяся еврейская недвижимость была национализирована. Помимо всего прочего эти дома использовались полицией и армией. Для немецких предпринемателей аризирунг был очень прибылен, принося им немалый доход. Музеи получали ценные поизведения искусства. Примером может послужить берлинский универмаг Херти (Hertie), сыгравший важную роль в послевоеннов востановительном процессе Германии. Так называемое экономическое чудо отчасти строилось на украденных ценностях.

 

Золото Мельмера

Бруно Мельмер – гауптштурманфюрер СС сопровождал грузовик, груженый опломбироанными ящиками, наравлявшийся из главного учереждения СС по экономике и управлению в имперский банк Берлина. В ящиках находилось золото, украшения, валюта и золотые коронки, отнятые СС у их еврейских жертв в Освенциме и других лагерях смерти. Этот груз, с пятнами крови замученных, расстрелянных и удушенных газом евреев, получил название по имени сопровождавшего его гауптштурманфюрера: золото Мельмера. Какая-то его часть была продана, что-то было переплавлено и исчезло в аналах имперского банка. Предположительно половина попалась американцам в 1945 году в тюрингском Меркерс. Общая стоимость золота Мельмера неизвестна. Сам Мельмер оценил его в 60 миллионов имперских марок. Альберт Томс, отвечавший за прием грузов в имперском банке, оценил его в 24 миллиона имперских марок.

В основном драгоценности отбирались нацистами у их жертв до казни. Золотые коронки выравались изо рта трупов. Евреи были обобраны полностью. Однако не только нацисты обогощались за счет этого. Нацистская стратегия состояла в том, чтобы простые граждане также извлекали из Холокоста материальную выгоду. В Гамбурге практически ежедневно выставлялась на аукцион еврейская собственность, принося вырочку в сотни миллионов имперских марок.

Возмещение

Возмещение украденного или «аризированного» нацистами имущества явилось сложным процессом. В 1952 году еврейские организации подсчитали нанесенный ущерб в размере 14 миллиардов долларов. Другие источники заявляли об конфискации и уничтожении еврейской собственности на сумму в 103 миллиарда немецких марок. Посредством исследований было установленно, что 550 000 немецких евреев обладали имуществом на сумму в 160 миллиардов немецких марок (около 80 миллиардов евро). Возмещение протекало с множеством протестов и высокой концентрацией конфликтных ситуаций. К примеру Феликс Браун, бывший владелец колониальной фирмы по импорту Браун & Сын не вернулся в Гамбург. В 1938 году Браун был принужден земельным советником по экономике Отте и земельным адвокатом доктором Артуром Краммом продать свою фирму другу Отте Генриху Квасту. Он был также лишен права участвовать в продаже и назначении цены. В 1945 году из Калифорнии при помощи своего адвоката в Гамбурге Браун начал процесс по возвращению своей фирмы. Партийный прихвостень Кваст не обладал предпринемательской жилкой, вследствие чего некогда процветающая фирма пришла в плачевное состояние. Адвокат Кваста настаивал на том, что договор о продаже фирмы был заключен непосредственно с господином Брауном и процесс купли продажи проходил в дружественной обстановке: «То, что мой клиент своевременно и в соответствии с установленным порядком заплатил цену фирмы подтверждает и тот факт, что господин Браун хотел предоставить в распоряжение моему клиенту еще одно фирменное польто совершенно бесплатно. [...] Господин Браун успешно занимался бизнесом в Сан-Франциско, чего бы он не смог делать, останься он в Гамбурге».

Адвокат Брауна напротив, отверг попытки противоположной стороны произвести впечатление нормальной правовой сделки, назвав ее «гротеском». Судья назначил переоформление фирмы на имя ее прежнего владельца. Однако это решение ни сколько не удовлетворила Брауна, т.к. фирма была практически банкротом. Он не хотел получить останки своей фирмы и потому потребовал призвать к ответственности Кваста и возместить цену фирмы. Поскольку Квасту удалось предоставить документы, удостоверяющие, что он не единственный виновник в положении фирмы, ему не пришлось платить неустойку. На этом основании суд назначил оценку состояния фирмы, и начался исключительно сложный процесс. В конце концов под давлением решения суда, Браун согласился на сравнительную цену. С началом процесса в 1947 году вплоть до выяснения всех всех притязаний и возмещения убытков его практически обесценившейся фирмы прошло семь лет. В Гамбурге инстанция вторичного решения, палата по возмещению удовлетворила в итоге треть разбирательств, начатых до 1952 года в отношении возвращения предприятий их владельцам. К сожалению конкретных цифр как и в случае оставшихся двух третьих исков у нас нет.

  Этот пример оставляет впечатление некой безнадежности, с которой пришлось столкнуться выжившим евреям после 1945 года. Различные факторы, как, например, размер предприятия и желание возвращения бывшего владельца играли не последнюю роль в решении суда. Не только предприятия, но земельные участки и дома были «проданы» за бесценок. Среди евреев, пожелавших вернуть свою собственость после 1945 года были и те, кто пережил Холокост непосредственно в Германии. Некоторые смогли избегнуть смерть через связь с нееврейскими супругами, другие находились на «иллигальном» положении. Сразу после войны союзники заморозили собственность страны посредством закона военного правительства № 52. Цель состояла в «возвращении установленных предметов собственности жертвам националсоциалистических репрессий». Мероприятия, проводимые в связи с этим, зависили от зоны аккупации. Например в британской зоне закон №52 был дополнен статьей №10. Она обязывала новых владельцев регистриравать «аризированую» собственность в местных административных учреждениях, что лишь в этом случае давало возможность жертвам заявлять о своих притязаниях. Идея заключалась в том, чтобы помочь жертвам нацизма влиться в экономическую жизнь Германии с лигализированной собственностью.   

 

Краденные предметы искусства

«Который раз прокуратура Аугсбурга публикует в Интернете картины из коллекции Корнелия Гурлитт (Cornelius Gurlitt). Между тем 219 картин находятся под подозрением в принадлежности к похищенным нацистами предметам искусства. Среди них рисунки, акварель и графика таких мастеров как Сезанн, Пикассо и Дюрер»

Это цитата из Süddeutsche.de от 28 ноября 2013 года. Возвращение краденных предметов искусства все еще актуально. Живущим ныне членам еврейских семей, чьи коллекции произведения искусств были обворованы нацистами, не хватает времени. Они более чем сыты юридической волокитой, и многие отказались от своего законного наследия. Между 1933 – 45 гг по приказу Гитлера искусство переодически подвергалось мародертву. Он целеноправленно собирал ворованные произведения искусства в захваченных им странах для своего музея фюрера в городе Линц, Австрия. После капитуляции Германии в 1945 году американцы обнаружили множества произведений искусства в подвалах и тайниках, возвращенные впоследствие своим владельцам. Однако из 600 000 работ, украденных нацистами у частных лиц или в музеях, 100 000 числятся все еще пропавшими. Попытка вернуть свою собственность, находящуюся сегодня в музеях, натыкается на сопротивление: прошло де слишком много времени, да к тому же столь известные произведения в любом случае должны быть выставленны на всеобщее обозрение. Швейцария сыграла не последнюю роль в торговле ворованным искусством, став для него транзитной страной. Сегодня в Швейцарии существует около 1000 музеев, т.е. один музей на 7500 жителей, что является одной из самых плотных музейных сетей в мире. С 1950 года число музеев в Швейцарии утроилось. Лишь у четвертой части всех экспонатов, приобретенных швейцарскими музеями в период между 1933 – 45 гг., было возможно установить происхождение. Именно Швейцария утвердила директивы Вашингтонгской конференции в отношении произведений искусств, конфискованными нацистами. 44 государства, 12 негосударственных организаций (еврейские объединения жертв Холокоста) и Ватикан приняли участие в этом соглашении. Вашингтонская декларация не является юридически обязательным соглашением для идентификации отнятых нацистами произведений искусств во время Второй мировой войны, чтобы, определяя довоенных собственников или их потомков, находить справедливое и корректное решение. Впрочем, как оказалось, слова и дела – ни одно и тоже.  

 Антисемитизм в Германии

Что такое «антисемитизм» и как он проявлялся в Германии, начиная с 1945 года и до нашего времени?

Антисемитизм - это отсталое мировоззрение, приписывающее евреям причину всех существующих проблем.

Основываясь на социологических опросах, от 15% до 20% германского общества (т.е. 12 миллионов) - убежденные антисемиты. Таким образом, на одного еврея, проживающего в Германии, приходятся около 300 антисемитов. Опустошенные еврейские кладбища, поджоги синагог, антисемитская клевета на веб-страницах правых экстремистов, и не в последнюю очередь физические расправы над евреями - актуальные формы антисемитизма в Германии.

Термин «антисемитизм» был впервые применен журналистом Вильгельмом Марром в 1879 году в его «Антисемитских тетрадях» для описания антиеврейских бесчинств, творимых в Европе. Сегодня термин применяется чаще всего как синоним «ненависти к евреям». В истории выделяются несколько форм ненависти по отношению к евреям:

1. Вражда к евреям на религиозной основе: религиозная вражда христианства к иудаизму (антииудаизм). До 18-го века можно говорить лишь о религиозном антииудаизме. Расовая ненависть появилась позже.

2. Экономически обусловленная вражда к евреям: стереотипы, что евреи ростовщики, обманщики, а позже - эксплуататоры, капиталисты и спекулянты. В одном ряду с этим стоит представление, будто все евреи состоят в заговоре, управляя миром посредством своих финансов. 

3. Расистская вражда к евреям: эту новую идею перенесли в человеческое общество из теории Дарвина: «выживает наиболее приспособленный». С 1880 года «еврейский вопрос» стал «вопросом расы». Арийцы против неполноценной, «нечистой» расы евреев. 

Бушующий и воинственный антисемитизм нацистской Германии под руководством Гитлера с 1933 по 1945 гг. существовал не только в Германии, но и за ее пределами. Антисемитизм стал официальной политикой, преподающейся в школах и распространяющейся огромной, высокоэффективной пропагандистской машиной. В 1942 году Гитлер приказал уничтожить европейский иудаизм. В лагерях смерти нацистов погибло шесть миллионов евреев.

Антисемитизм после 1945 года

После капитуляции нацистской Германии, в Западной Европе и Соединенных Штатах антисемитизм потерял силу. В ноябре 1945 года начался первый Нюрнбергский процесс против военных преступников, на котором многие из них были приговорены союзническим трибуналом к смерти, пожизненному или долгосрочному заключениям. В это же время начался процесс по «денацификации». Он задел незначительные чины функционеров в нацистских организациях (SS, SA, Gestapo, Polizei и т.д.) и государственных чиновников, потерявших по окончании войны свои посты. Большинство из разбирательств закончились денежным (часто очень незначительным) штрафом, выглядевшим формальностью. Даже убийство могло закончиться оправдательным приговором: семь надзирателей концлагеря Берген-Бельзен, в котором были убиты как минимум 600 000 евреев, были оправданы с формулировкой «вынужденное подчинение противоправному приказу». Введение упомянутого 131-го закона в 1951 году позволило многим из нацистских функционеров восстановиться на своих рабочих местах. В 1958 году профсоюз «Металл» безуспешно призывал к изменению закона, чтобы отбелить от нацистского прошлого имена таких организаций как судопроизводство, полиция, здравоохранение и система воспитания. Германия была разрушена, население голодало, и массы беженцев увеличивали проблемы. Не удивляет, что в течение первых пяти лет по окончании войны так и не произошло искреннего осмысления и критической полемики о национал-социализме и антисемитизме. После капитуляции нацистского режима и изменения сознания немцев в направлении демократизации, антисемитизм, как таковой, должен был быть уничтожен, однако он продолжал существовать. Попытка некоторых немцев побороть ужас и стыд за уничтожение европейского еврейства, возлагала на самих жертв вину в их преследовании и уничтожении, показав достаточно рано существующий порядок вещей. Форма, в которой «денацификация» обрабатывалась и глубоко «израненное» самосознание немцев создали рассадник для нового витка антисемитизма.

 «Если бы не было евреев, немцы не были бы принуждены к исполнению «окончательного решения еврейского вопроса», или, другими словами: не  было бы евреев, не было бы и Холокоста».

Опрос населения, проведенный аленсбахерским институтом по исследованию мнения, дал следующие результаты: в 1952 г. 37% населения считало «лучшим для Германии - не иметь евреев на своей земле», лишь 19% были противоположного мнения, остальные воздержались от ответа.

В статье журнала «Spiegel-оnline» за 2012 год говорится, что от 15% до 20% немцев оставили свои антисемитские убеждения, однако от 8% до 10% стали чаще проявлять  антисемитизм, считая евреев за других, более плохих людей.

После Холокоста «антисемит» развивает новый взгляд своей неприязни к евреям. Возможности проблематики Холокоста выражаются либо в возложении вины на самих евреев, дабы оправдать самих себя, либо в отрицании Холокоста. Отрицание является наипростейшей формой, поддерживающей ненависть и оправдывающей ее. Отрицание Холокоста еще называют «историческим ревизионизмом». Кажущиеся факты преподносятся таким образом, чтобы преступление поставить под вопрос и «умыть руки», живя спокойно с чувством вины. Еще одним методом является переворачивание ролей «убийца - жертва», позволяющим оправдывать и поддерживать действия нацистов. Выдуманные преступления, в которых евреи обвинялись в течение веков, стали вновь весомыми посредством преступления нацистов.  

Статья в «Die Zeit-Online» показывает, что проблема антисемитизма еще очень актуальна. С 2008-2012 гг. было совершено 82 нападения на синагоги. В земле Северный Рейн-Вестфалия было зарегистрировано наибольшее число - 24. В большинстве случаев речь идет о повреждении имущества (минимум 30) с использованием символики организаций, действия которых противоречат конституции Германии. В 17 случаях было предъявлено обвинение в призывах к насилию.

Вторичный антисемитизм

После 1945 г. появилась новая форма антисемитизма - вторичный антисемитизм. Он определен в качестве защиты от воспоминаний и ответственности. Позиция, сокрытая в нем, следующая: не Холокост явился следствием антисемитизма, а именно вследствие Холокоста жители Германии были антисемитски настроены. Эта позиция основывается на выплатах репараций, как пострадавшим евреям, так и государству Израиль, что пробуждает чувство стыда и вины. Вторичный антисемитизм не выражается практически, однако имеет существенную латентность. Это выражение амбивалентности: перекладывать вину на других из-за чувства вины. На основании исследования Ebert-Stiftung от 2012 г. вторичный антисемитизм распространен у 24% немцев.

Антисионизм

Антипатия к евреям из-за существования страны Израиль носит название «антисионизм». Критика политики страны и военных операций распространяется на всех евреев. В Германии подобная практика укоренилась у экстремистски настроенных левых политических и исламистских течений. Исходный пункт конфликта между израильтянами и палестинцами часто имеет под собой антисионистские аргументации. В 2004 году 68,4% опрошенных немцев утверждали, что Израиль ведет против палестинцев войну на уничтожение.

Неонацизм

После Второй мировой войны многие нацисты, собравшись вместе, создали Sozialistische Reichspartei (Социалистическую партию рейха). В 1952 г. это была первая партия, запрещенная в ФРГ. Ее приверженцы появились затем в Deutsche Reichspartei (немецкая партия рейха), так и в правоэкстремистских молодежных группах. Праворадикальные силы были активны по всей стране, особенно в журналистской области. В свет выходили не только бесчисленные книги, памфлеты и листовки, но также газеты и журналы. Только недельный тираж Deutsche National-Zeitung (Немецкой национальной газеты) составлял 100.000 экземпляров. Темами были: реабилитация Гитлера, ложь и преуменьшение роли немцев в уничтожении евреев, антисемитская, ксенофобская и антидемократическая пропаганда, непризнание  разделения Германии и призыв к борьбе за реинтродукцию фашизма в объединенном Рейхе. Однако надо отметить, что количество членов неонацистских организаций в конце 60-х годов стало непрерывно уменьшаться.

Продолжение в №19

скачать...

bottom of page