top of page

Когда был рожден Мессия

Владимир Пикман

Говоря о рождении Мессии, мы сразу вспоминаем известную дату - 25 декабря, принятую во всем христианском мире в качестве дня рождения Иешуа. Если  говорить о еврейском рассуждении по поводу этой даты, то мы должны принять во внимание - дню рождения у евреев никогда не придавали особенной роли. У ветхозаветных евреев существовала традиция: никогда не праздновать свои дни рождения. В исторических документах существуют указания на то, что семья царя Ирода Великого переняла отдельные чуждые традиции других народов, среди прочего и празднование дней рождений.

Евангелисты Иоанн, Лука и Матфей описывают рождение Иешуа, но мы нигде не находим точную дату. На Втором Вселенском Соборе, проходившем  в Никее в 381 г. н.э., было принято праздновать его 25 декабря, хотя в языческом мире именно этот день считался днем происхождения солнца.

 Клемент Александрийский, утверждал, что Иисус родился 17 ноября.

В 3 веке н.э. день рождения Иисуса начали отмечать 6 января, что также было связано с одной из языческих традиций. Некоторые называют дату 19 или 20 апреля, другие - 20 мая, третьи утверждают, что именно 25 марта является днем Его рождения. Отец церкви Ориген вообще советовал прекратить праздновать Рождество, как не заповедованный Библией. Он писал, что язычники отмечают эти дни, но мы не должны следовать их традициям.

Другими словами, если люди, жившие всего несколько сот лет спустя после рожденья Иешуа, не могли указать точную дату Его рождения, то тем более и нам это будет не под силу.

В Библии речь идет, прежде всего, не об определении точной даты рождения Мессии, а о произошедших чуть более 2000 лет назад событиях, изменивших мир. Отдельные детали Евангелий - лишь части большой мозаики, факты (как, где и когда произошло его рождение), подчеркивают природу, сущность, неповторимость, сверхъестественность Его рождения и происхождения.

В Евангелиях от Матфея 1:18 - 2:23, и от Луки 1:5 - 2:40 описаны некоторые подробности. Иешуа родился во время правления иудейского  царя Ирода Великого. Ирод умер, когда Иешуа с Марией и Иосифом были еще в Египте, что указывает на последние дни его правления. Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола до двух лет в Вифлееме. Таким образом, Иешуа, возможно, должен был родиться за два года до смерти Ирода. Можем ли мы точно сказать, как долго Иешуа с Марией и Иосифом находились в Египте? К сожалению нет. По-моему мнению, Он вернулся назад еще младенцем.

 Когда Иешуа родился, с востока пришли мудрецы. Традиционно считается, что их было трое, чего, однако, не написано в Евангелиях. Ирод, являясь одним из самых дурных царей, когда- либо правивших в Израиле, был обеспокоен рассказами мудрецов. Соблюдая еврейские традиции, он не ел свиного мяса, но у него не дрогнула рука убить жену и собственного сына; ему везде мерещились заговоры, и он беспощадно расправлялся со всеми несогласными. Какое количество детей могло погибнуть от его руки? Вифлеем был маленькой деревней, с населением около 200 человек.

В Евангелии от Матфея 2:6 мы читаем цитату из книги пророка Михея 5:2: «...и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля», сообщенной взволнованному царю религиозными иудейскими учителями, в качестве указания на место рождения Мессии.

Мудрецы, пришедшие с востока, на поклонение Царю Иудейскому, в случае, если они не были евреями и не знали Писания, вряд ли предполагали, что местом Его рождения может стать затхлая деревушка под Иерусалимом. 

 

Известно, что за короткое время до смерти Ирода произошло солнечное затмение, описанное Иосифом Флавием в «Иудейских Древностях». По астрономическим расчетам, оно произошло 4 марта, в 4 г. до н.э. За несколько дней до этого Ирод жестоко расправился с евреями - аристократами, замешанными в политическом скандале. Желая подчиниться Риму, Ирод попробовал найти компромисс между римлянами и ортодоксальными иудеями. Он решил расширить иерусалимский храм, но поставить на нем римский символ - орла. Верующие Иудеи желали положить конец такому правителю и ожидали, что Бог вступится за Свой народ. Один из раввинов - некий Матитьягу со своими учениками попробовали уничтожить символ римской власти на святыне Израиля. Участники заговора были схвачены и приговорены к смерти. Возмущенные иудеи решили, что теперь Бог даст знамение, означающее конец правления Ирода. Через короткое время Ирод умирает. Почему Ирод умирает именно в это время, и какой праздник празднуется во второй половине марта? Пейсах! После Ирода к власти приходит его сын Архелай, рожденный за 23 года до Иешуа, такой же жестокий, как и его отец. После погребальной церемонии, он убивает огромное количество паломников, пришедших в это время в Иерусалим на Пейсах.

 Таким образом, мы видим, что дата рождения Иешуа находится в одном временном отрезке со смертью Ирода Великого. Некоторые говорят, что Он был рожден задолго до этого, в 6 или 4 г. до н.э. Я сомневаюсь, но чтобы увидеть  панораму происходивших событий, давайте обратимся к Евангелию от Луки.

 

Кто были приходившие к Ироду мудрецы? Существуют различные интерпретации: одни считают - это были арабы, пришедшие из Аравийской пустыни, что абсолютно голословно. Другие считают, что это последователи одной из сект иудаизма, основанной еще пророком Даниилом, так и не вернувшиеся из вавилонского плена и ожидающие прихода Мессии.

 Слово «мудрецы», звучащее на греческом как «магос», в литературе того времени использовалось для описания персидских астрологов. В «Новом Завете» слово «магос», всегда используется в негативном смысле. Вряд ли мудрецы с востока были религиозными евреями, т.к. если бы они ими были, то не было бы основания использовать для них слово «магос». Для греков и римлян это слово всегда ассоциировалось с магическими силами и употреблялось в контексте с предсказаниями будущего и трактовании снов. Ирод, как и римские правители, с большим почтением относились к магам и их храмам.

С определенной точностью нельзя сказать, кем они были на самом деле, но одно важно - они правильно отреагировали на знамение, данное им с небес, и пришли в Иерусалим.

Библия знакомит нас с некоторыми язычниками, приходившими с востока:

Валаам был приведен Валаком для проклятия Израиля, но что он сделал вместо этого? Валаам благословил Израиль: «И произнес притчу свою и сказал: из Месопотамии привел меня Валак, царь Моава, от гор восточных: приди, прокляни мне Иакова, приди, изреки зло на Израиля!» Числа23:7. В Торе Бэ Мтбар - Книга Чисел 24:17 Валаам говорит: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых.» Восходит звезда от Иакова, т.е. звезда восходит на востоке. Мы видим исполнение пророчества. Валаам был язычником и в еврейской традиции называется магом. Он пришел с востока, и вместо проклятия Израиля, увидев восходящую звезду, произнес пророчество о пришествии Мессии.

 Это место из Чисел 24:17 , пророчествующее о рождении Иешуа, является одним из главных источников иудаизма относительно рождения Мессии.

В книге Откровение 22:16 написано: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».

Одна из традиций иудаизма повествует, что при рождении Аврввма на небе появилась необыкновенная звезда, и астрологи того времени понимали, что родился особенный человек.

В Талмуде написано, что каждый праведный человек имеет свою звезду, и сила ее свечения зависит от степени праведности этого человека. Таким образом, если ортодоксальный иудей будет читать Евангелие от Матфея, он обязательно поймет, что в Вифлееме родился великий праведник, о котором пророчествовал Валаам!

      Восходящая утренняя звезда привела мудрецов в Иерусалим. Некоторые считают, что звезда указывала направление пути, и именно поэтому они поняли, что нужно идти в Иерусалим, где должен родиться Царь Иудейский. Однако попробуйте сконцентрировать свое внимание на том, что написано в Матф. 2:9: «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец».

 

В Евангелии от Луки 1:5-2:40 речь идет о рождении Иоанна Крестителя, которое также играет важную роль в понимании времени рождения Иешуа. Родителям Иоанна священнику Захарии и его жене Елисавете было около 48-50 лет. По закону Торы после 50, священник прекращал свое служение. В Писании сказано, что Захария был священник из Авиевой чреды. В 1 Паралипоменон 24 главе описано распределение сынов Аароновых по семействам и очередности служения. Восьмая чреда (неделя) служения была отдана Авии (1 Паралип. 24:10). Календарный расчет служений священников начинался с 1-го числа месяца Ниссан. Если мы отсчитаем 8 недель, плюс 1 неделя празднования Пейсах (Пасха), плюс еще неделя празднования Шавуот (Пятидесятница), то, таким образом, чреда служения Захарии – 10 неделя от начала календаря. Она выпадает на время с 12 по 18 Сиван (середина мая - первая половина июня). Еврейский календарь является лунным и периодически смещается относительно солнечного календаря, и, соответственно, служение Захарии могло быть с середины мая до середины июня.

Захария мог служить в храме также и во второй половине года. Если мы к нашим расчетам прибавим еще 6 месяцев, то можно предположить, что он служил в месяце Кислев (ноябре-декабре). Какой праздник приходится на месяц Кислев? Ханука! То есть у Захарии были лишь две возможности служить в храме: или в месяце Сиван, или в Кислев.

В Евангелии сказано, что во время того служения, когда ему явился ангел, предсказавший рождение Иоанна, Захария кадил. Каждение говорит об особом служении священника, стоящего при входе в Святая святых, у зажженной Меноры (семисвечника) и столом с хлебами предложений. Дальше в Святую Святых мог идти только первосвященник, каковым Захария не являлся. Раввинская традиция (Мишна 5:6) сообщает, как через жребий решалось, кто войдет в храм для каждения – не всем из 18 000 священников доставалась такая возможность. Священник мог служить каждением  только один раз в своей жизни. Согласно с Торой (Втор. 30:1-9), каждения (воскурения) производились только 2 раза в день: утром и вечером. В какое время суток Захария возносил курения не известно.

Когда на Марию сошел Святой Дух, и она зачала, ее родственница Елисавета, жена Захарии была уже на 6 месяце беременности. Иоанн родился через три месяца после зачатия Иешуа, а Иешуа, в свою очередь, родился через 6 месяцев после Иоанна. Сколько времени лежит между беременностью Елисаветы и рождением Иешуа? Иоанн был зачат в скором времени по возвращении Захарии домой. По всей видимости, 2 недели очищения, положенные женщинам (Левит 15) уже прошли. Так к какой же дате мы подошли? Исходя из этих расчетов, Иешуа родился в начале сентября. Если принять во внимание, что чреда Захарии была в месяце Кислев (первая половина года), то получим дату рождения Мессии в месяце Адар или Ниссан. Отсюда мы можем предположить, что Иешуа родился во время или сразу после праздника Суккот (Кущи), или, возможно, до или после праздника Пейсах (2-я половина года). Если Иешуа родился на Суккот, тогда возможно, Иоанн Креститель родился на Пейсах. Однако в этих расчетах есть одна проблема: слова Евангелия «После сих дней...» не дает четкого определения даты зачатия Иоанна (это могло произойти через полгода по возвращению Захарии домой, а могло, например, через 5 лет).

Попробуем подойти к выяснению даты рождения Иешуа еще с одной стороны. В Евангелии от Луки 2:1 сказано: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Перепись подразумевала, что все израильтяне должны были вернуться в города своего рождения. Иосиф со своей беременной женой Марией отправился из галилейского Назарета в Иудею, в город Давида Вифлеем, где в яслях родился обещанный Мессия. Христианская традиция рассказывает, что они долго стучались в разные двери, ища места на ночлег, но злые хозяева не хотели их пустить. Ничего похожего Лука не описывает. Греческое слово паталома (панталома), переведенное как гостиница, на самом деле означает комнату отдыха, гостиную или обеденную комнату. Для обозначения гостиницы используется слово поддохеон. Для сравнения возьмем историю о милосердном самарянине (Лук.10:30-35), оставившем израненного человека в гостинице (поддохеон) до его полного выздоровления. Или, например, Иешуа посылает своих учеников найти комнату (паталома), что бы праздновать Песах (Лука 22:11). Другими словами, для Иосифа и Марии не нашлось места ни в одном из домов, где могли бы отдыхать паломники или путешественники. Возможно, они могли бы остановиться у родственников, но и этому не суждено было случиться  из-за огромного притока людей. В то время не было родильных домов или больниц, и поэтому молодая семья нуждалась в месте, где бы Мария могла спокойно родить и отдохнуть. Мы можем предположить, что Мария и Иосиф отправились в пещеру, где могли содержаться животные. По одному из предположений, Мария положила ребенка в Сукку (кущу), так как существует предположение, что Иешуа родился на праздник Суккот.

В Евангелии упоминается также о пастухах, пасших овец, возможно, отобранных для жертвоприношений. Когда ангелы возвестили им о родившемся Спасителе, возникает интересный вопрос: где пастухи должны были найти младенца? Ангелы объявляют пастухам «...и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лук.2:12). Что же это за знамение? Это не было чудом, но чем-то совершенно необычным: никто до этого не догадывался искать младенца в яслях. Почему Мария положила Иешуа в ясли? Вероятно, для того что бы пастухи получили знамение!

Мы так же читаем, что родители принесли Иешуа в храм: «...когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лук.2:22-24). Было 3 причины, по которым Иешуа принесли в храм. Первое: для очищения родителей прошли. Второе: представить перворожденное пред Господа. Третье: перворожденное должно было быть посвящено Господу. «...и когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лук. 2:39,40). Обряд очищения продолжался 40 дней, после чего Иосиф с Марией и младенцем пришли в Иерусалим. Из Иерусалима они вернулись в их родной Назарет, а не назад в Вифлеем. Но где мудрецы нашли Иешуа? В Евангелии от Матфея написано, что они нашли Его в Вифлееме, причем не в яслях, а в доме, т.е. когда еще не окончились дни очищения. Когда Мария и Иосиф пошли в Назарет?». Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Матф.2:22-23) Евангелие от Матфея сообщает, что в Назарет они отправились из Египта. По Евангелию от Луки они пошли в Назарет на 40 день из Иерусалима. Исходя из этих данных, можно предположить, что смерть царя Ирода произошла в первые 40 дней по рождении Иешуа. Ситуация, судя по всему, выглядит следующим образом: Иешуа был рожден в хлеву, положен в ясли, освящен через пастухов, затем перенесен в дом. Позже приходят мудрецы с востока. Иосиф видит сон и убегает с Марией и младенцем в Египет; в течение 10 дней умирает Ирод. Иосиф возвращается назад, но не в Вифлеем; на 40 день очищения они приходят в Иерусалим для  жертвоприношения, соответственного ритуалу очищения, посвящают своего первенца Господу и возвращаются в Назарет. Все это происходит в течение 50 дней от рождения Иешуа. Ирод умер в конце марта, а Иешуа рождается за 40 дней до этого. Не обязательно быть математиком, чтобы придти к заключению, что Иешуа родился приблизительно в конце января, начале февраля. Я не знаю точной даты, и это не обязательно должно было быть сопряжено с одним из еврейских праздников.

 

Разобрав некоторые варианты возможного рождения Иешуа, мы не ошибемся, сделав главный вывод: Иешуа родился именно тогда, когда и должен был родиться Мессия. Все, имеющее отношение к рождению Иешуа, описанное в Евангелиях от Матфея и Луки, указывает не на время, а на личность. Он есть совершенный и полноценный еврей, исполнивший все предписания Торы, Царь и Мессия Израиля, и Спаситель всего мира.

bottom of page